Представляем Вам перевод статьи Британского журнала Practical Boat Owner № 550 от 08/06/2012
Статья подана с небольшими сокращениями, не влияющими на смысл и выводы авторов.

При копировании информации активная гиперссылка на наш сайт обязательна.

Тест семи двигателей с длинным дейдвудом. (Яхтенный вариант)

Множество яхт используют подвесные двигатели – они легче, чем стационарные, а всегда можно воспользоваться возможностью снять такой мотор и забрать домой либо установить на надувную лодку. К тому же они дешевле и ремонтопригоднее чем стационарные моторы. Такой мотор всегда можно отнести на сервис самостоятельно – это дешевле чем приглушать сервис мастера на воду.
Так почему же все не используют на яхтах подвесные лодочные моторы? Первое – размер. Чем больше яхта, тем мощнее нужен двигатель, а значит тяжелее. А значит, исчезают преимущество в портативности. Второе: тяга. Подвесной мотор дает не плохую тягу, но только на ровной воде. В случае волнения существует вероятность выхода винта из воды.
Вывод: правильное использование подвесного мотора позволяет использовать его на лодках до 7.6 м. не теряя его достоинств.

Что мы тестировали? На яхтах такого размера использование четырехтактного двигателя 5 л.с. разумная альтернатива между мощностью и размерами. Исходя из этих данных мы подобрали 7 лодочных моторов с таким условием: это должен бать мотор с длинной ногой, грузовым винтом (если доступно), а также иметь по возможности генератор (для габаритных огней или подзарядки небольшого аккумулятора).

Parsun_F5_testКак мы тестировали? Для теста мы использовали  яхту Katie L. Ее удобство в том, что двигатель вставляется в шахту, находящуюся, по сути, внутри яхты. Тесты проводились на пресной воде. Мы засекали максимальную скорость каждого двигателя, а также время, за которое будет достигнута эта самая максимальная скорость. Скорость замерялась по среднему показателю: по ветру и против него. Также мы замеряли тягу каждого мотора, привязав яхту к понтону и установив силомер. В это же время мы замеряли и мощность генератора. Стоит заметить, что фактическая тяга будет немного больше, потому как во время теста с фиксацией судна мотор частично хватает воду насыщенную пузырьками воздуха уже отброшенную им же. Для замера мощности генератора в качестве нагрузки мы применили лампу 12В 60ВТ. Шумность мы замеряли в закрытом помещении, для этого снимали винт, а замеры проводили на холостых и максимальных оборотах. Расход топлива измерялся по времени, за которое двигатель поглотит 10 мл топлива на максимальных оборотах.

Honda BF5
К сожалению, у дилера Хонда не оказалось двигателя Honda BF5 с длинным сапогом. Конечно же, это сказалось на показателях скорости и ускорения и сделало невозможным тест на тяговое усилие.
В общих чертах Хогда 5 – это добротно изготовленный лодочный мотор с большими ручками для переноски, и большим замком для капота. Также нам понравился румпель с флажком для фиксации в положении переноски. Единственный минус – для запуска этого мотора необходимы наибольшие усилия (тяжело тянуть) среди всех испытуемых. Скорость и ускорения были сравнимы с другими двигателями. В работе двигатель довольно тихий, но на высоких оборотах ощутима серьезная вибрация.

bollar_pullMariner F5ML (Mercury F5ML)
Лодочный мотор Mercury F5ML - довольно популярная модель у собственников яхт из-за наличия тягового винта и генератора. Наша версия мотора имела внутренний бак и коннекторы для внешнего, что, безусловно, также очень удобно. Внешне отличного качества двигатель с регулировкой усилия поворота двигателя и удобной ручкой переключения передач, вынесенной вперед. Мотор Меркури 5 показал средние данные по шумности. На воде: лучшая скорость в 5.7 узлов (10,55 км/ч) и лучшее ускорение. Потребление в среднем выше, чем у других моделей, но не самое высокое на тесте. Также этот мотор показал наибольшее тяговое усилие в 640 Ньютонов, сравнявшись с Tohatsu 5, впрочем, как и по показателям ускорения.

Suzuki DF5
Мотор  Suzuki DF5 имеет большую удобную ручку для переноски, а также удобный фиксатор положения двигателя в горизонтальной оси. Нам также понравился румпель, смонтированный на ручке переноски и сдвинутый в центр, что, несомненно, удобно. На тестах лодочный мотор Сузуки 5 показал средние результаты по скорости, ускорению, потреблению топлива, но вплотную приблизился к Tohatsu и Mercury по тяговому усилию. По измерениям шумности показатели средние, но на слух звук его работы был самым приятным среди всех протестированных конкурентов, что также можно отметить как плюс.

Maks_speedTohatsu MFS5B Sail Drive
Tohatsu, Mercury и Nissan используют один и тот же силовой блок, поэтому не удивительно, что мы получили те же показатели, что и при тестировании Mercury. Единственное внешнее отличие это отсутствие внутреннего топливного бака у мотора Tohatsu 5. Этот двигатель показал прекрасные результаты, по скорости и ускорению лишь немногим уступая Меркури – возможно сказывается разница в гребном винте.

Parsun F5BML
Этот Китайский бренд на рынке Британии не так давно и представляет 4-х тактную линейку моторов от 2,5 до 25 л.с. Под колпаком эта модель очень схожа с другим тестируемым мотором – Hidea, но двигатель для лодки Parsun показал совсем другие результаты.
Парсун 5 достиг боле высокой скорости, чем Хидеа, но с меньшим ускорением. На тесте по тяговым усилиям у него наименьший показатель, но он тихий и потребление топлива у него на втором месте снизу среди всех моторов. Внешнее качество деталей у двигателя Parsun F5 разное – качественно выполнены румпель и ручка переключения передач и значительно ниже качество пластика на замках держащих колпак. Ручки для переноски удобно расположены и имеют глубокий профиль.

rasxod_topliva_motoraYamaha F5AMHL
Этот двигатель мы тестировали с винтами 7,25 дюймов; 7,5 дюймов; 6,5 дюймов. Что интересно результаты по скорости были одинаковы, а вот ускорение отличалось на 20% у правильно подобранного винта. Мотор выполнен прекрасно. Бросаются в глаза мощные держатели колпака и большой переключатель скоростей. Ручка переноски на столько большая, что не позволила вместить мотор в шахту нашей лодки и ее пришлось снимать. В лодочном моторе Yamaha F5 также есть возможность использовать как внутренний так и внешний баки, более того под колпаком есть груша для подкачки топлива после долгого хранения двигателя. Двигатель запустился с первой же протяжки и работал значительно тише других участников теста. Также мы оценили удобную функцию перевозки и хранения этого мотора на любом борту.

shumonost_motorovHidea HDF5
Хидеа – также новый бренд для рынка Британии. Четырехтактные моторы Хидеа предлагаются в мощностях от 2,5 до 40 л.с. С первого взгляда заметно, что двигатель отвечает своей цене – ручка переключения и защелки капота уж очень «пластмассовые», хотя все остальные более важные элементы выглядят неплохо. У моторов Yamaha, Hidea, Parsun много схожих элементов, например фиксатор положения двигателя, но не думайте что эти моторы одинаковы. Наши тесты показали обратное. По скорости двигатель  Hidea 5 показал минимальный результат 5 узлов, однако, имея лучшее ускорение в 30 секунд. Также он был чуть лучше ближайшего конкурента по тяговому усилию. Нам понравились удобные ручки переноски, но мотор убил все показателю своей шумностью. На тесте он был самым шумным, при этом он выдавал большие клубы дыма. Возможно, этот дефект уйдет после обкатки ведь мотор мы брали новым из коробки. Потребление топлива также было высоким.

uskorenie_motoraГенератор (возможность зарядки аккумулятора)
Наши результаты по тестированию зарядных устройств двигателей были неубедительны. Наиболее близкими к обещанным производителем показателям были результаты у Suzuki – 12.5V на минимальных оборотах при подключенной нагрузке, однако они провалились до 3.5.В при повышении оборотов. В то же время у других двигателей генератор, ни при каких оборотах, не выдавал боле нескольких вольт. На некоторых моторах был установлен генератор, выдающий лишь переменный ток для питания ходовых огней, а на некоторых на выходе был постоянный ток, необходимый для подзарядки аккумулятора. Возможна наша нагрузка в 60ВТ была непреодолимым препятствием, однако заявленные 72 ВТ генератор в Suzuki и Yamaha должны были справиться с ней, но в любом случае 12.5 Вольт совсем недостаточно для зарядки аккумулятора. Как правило, возможность подзарядки идет в виде опции и стоит около 300$, а за эти деньги можно подумать о покупке модуля солнечных батарей.

Выводы
Если вы спросите меня что бы я взял на основе данных тестов? Мой ответ - Mercury или Tohatsu. Китайские модели привлекают ценой, но в жертву приносится очень многое: тяга, скорость и ускорение, разве что только Парсун Ф5 утешит вас малым потреблением, если вы готовы путешествовать медленно.
Однако проблема в том что мы говорим о море – где разгон нашей яхты до 5 узлов занял у мотора Tohatsu 18 секунд а у мотора Парсун 42 секунды – возможно это допустимо на пресной воде, но не на море где ситуация может меняться очень быстро. Также с учетом вышесказанного неплохо бы подобрать правильный винт для тяжело нагруженной яхты. Возможно, из-за заранее верно подобранных винтов морские версии моторов показали хорошие результаты в тяговых усилиях с оптимальными скоростями. Если Вы готовы пожертвовать немного скорости, моторы Yamaha и Suzuki добротно изготовлены, работают тихо и готовы быть вам помощниками в долгой дороге. Honda дала надежды, показав минимальное потребление, но мотор с коротким дейдвудом не позволил нам провести все тесты.motory_tablica_svodnaya

Представляем Вам перевод статьи Британского журнала Practical Boat Owner № 550 от 08/06/2012

Статья подана с небольшими сокращениями, не влияющими на суть и выводы статьи.